Препятствия на пути мага

Существует множества противоречивых мнений о Карлосе Кастанеда, и о его книгах. Я к нему отношусь нейтрально, и хоть лично он мудростью не обладал, зато у Дона Хуана, ее несомненно можно было почерпнуть.

Но т.к. Кастанеда написал только одну полноценно правдивую книгу, после написания которой, магии он более не учился (как собственно в этой книги об этом и сообщил) то на эту книгу и стоит обратить внимание. Это его самая первая книга - Учение Дона Хуана. Я хочу обратить Ваше внимание на то, как отличались эти книги, и в чем был смысл обучения магии Доном Хуаном.


Давайте посмотрим, как вел себя Дон Хуан в первой книги. Он говорил, что разговоры - это пустое дело, что разговорами нельзя научиться магии. Приведу цитату:

"Я попросил остановиться на этом более детально или хотя бы растолковать разницу в их действии. Он только посмотрел на меня, потом расхохотался и сказал, что обучение посредством разговоров не только пустая трата времени, но и редкая глупость, потому что обучение - труднейшая из всех задач, с которыми человек может столкнуться. Он спросил, помню ли я, как пытался найти свое пятно, желая при этом обойтись без всяких усилий и втайне рассчитывая, что он подаст мне на тарелочке всю информацию. Если бы я так поступил, сказал он, ты бы никогда ничему не научился. Напротив, именно узнав на своей шкуре, как трудно найти пятно, а самое главное - убедившись, что оно в самом деле существует, я получил такое чувство уверенности, какое невозможно получить никаким иным образом. Он сказал, что пока я сижу, прикипев к своему "благоприятному пятну", никакая сила в мире не способна нанести мне вред именно по причине моей уверенности, что на этом месте это невозможно. На этом месте я могу отразить нападение любого врага. Если же, допустим, он открыл бы мне, где находится это место, я никогда бы не имел той уверенности, которая является единственным критерием моего знания как подлинного. Это и значит: знание - сила.


Затем дон Хуан сказал, что любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться совершенно так же, как выкладывался я в поисках своего "пятна", и что границы обучения определяются самой природой ученика. Именно поэтому разговоры на предмет обучения лишены всякого смысла." 

Некоторые фразы стоит выделить. В частности то, что "обучение - труднейшая из всех задач" и если человеку так не кажется, это говорит лишь о том, что либо он продвигается медленно по пути магии, либо находится в иллюзии продвижения.

Когда я начинал учиться магии, и уже узнал на собственном опыте, что такое духовное развитие, меня пугало предположение о том, что мне придется преодолевать некоторые свои недостатки, т.к. этого очень не хотелось мне делать. И я до конца надеялся, что этого делать не придется. Но наш мир очень гуманный, он не совершает насилия над волей человека. И тем не менее, в глубине души, сквозь страх у меня продолжало существовать желание - преодолеть страхи, рискнуть.

"Суббота, 8 апреля 1962
В беседах дон Хуан периодически использовал выражение "человек знания", но ни разу не объяснил, что это значит. Я попросил его объяснить.
- Человек знания - это тот, кто добросовестно и с верой переносит лишения и тяготы обучения, - сказал он. - Тот, кто без спешки, но и без промедления отправился в полный опасностей путь, чтобы разгадать, насколько это ему удастся, тайны знания и силы.
- Может ли быть человеком знания каждый?
- Нет, далеко не каждый.
- Что же тогда для этого нужно?
- Человек должен бросить вызов своим четырем извечным врагам и сразить их.
- И после победи над ними он будет человеком знания?
- Да, человек имеет право назвать себя человеком знания лишь если победит всех четырех.
- Тогда может ли любой, кто победит этих врагов, быть человеком знания?
- Любой, кто победит их, становится человеком знания.
- Но существуют ли какие-то особые требования, которым должен соответствовать человек прежде, чем начать битву со своими врагами?
- Нет. Стать человеком знания может пытаться любой, хотя очень немногие преуспевают в этом; но это естественно. Враги, которых встречает человек на пути к знанию, - в самом деле грозные враги. Большинство людей перед ними отступают и сдаются.
- Что же это за враги, дон Хуан?
На этот вопрос он отвечать оказался, сказав лишь, что должно пройти много времени прежде, чем эта тема будет иметь для меня какой-то смысл. Я все же попытался ее удержать и спросил, могу ли стать человеком знания, например, я. Он ответил, что этого, пожалуй, никто не может сказать наверняка. Но мне хотелось точно знать, нет ли какого-нибудь способа определить, есть ли у меня шанс. Он сказал, что это решит моя битва против четырех врагов: я выйду либо победителем, либо побежденным, но исход битвы предсказать невозможно."

Есть еще такой эпизод.
Это случилось после того, как Карлос использовал "Траву Дьявола", и летал как птица.

"Был у меня к нему один вопрос, от ответа на который, я знал, он уйдет, поэтому я ждал, когда он сам коснется этой темы; ждал до вечера. Наконец, перед самым отъездом, я все же не утерпел:
- Неужели я в самом деле летал, дон Хуан?
- Так ты мне сам сказал. Разве нет?
- Да нет, сказать-то сказал. Но я имею в виду, летало ли мое тело? Я что, взлетел как птица?
- Ты не можешь без своих вопросов, на которые я не знаю как ответить. Ты - летал. Для того и существует вторая порция "травы дьявола". Будешь принимать ее больше - научишься летать в совершенстве. Дело это не простое. С помощью второй порции человек летает. Вот все, что я могу тебе сказать. А то, что ты хочешь узнать, лишено смысла. Птицы летают как птицы, а человек, который принял "траву дьявола", летает как человек, который принял "траву дьявола" (el enyerbado vuela asi).
- Так же, как птицы? (asi como los pajaros?)
- Нет, так же, как человек, который принял "траву дьявола" (nо, asi como los anyerbados).
- Значит, ничего я на самом деле не летал. Все это было только в моем воображении, только у меня в голове. Где было мое тело?
- В кустах, - отрезал он, но тут же вновь разразился смехом. - Беда с тобой в том, что ты понимаешь все только с одной стороны. Ты не можешь представить, что человек летает: и однако брухо способен в одну секунду перенестись за тысячу миль, чтобы посмотреть, что там происходит. Он может нанести удар своему врагу, который за тридевять земель. Так летает он или нет?
- Понимаешь, дон Хуан, у нас с тобой разный подход. Предположим, ради спора, что когда я принял "траву дьявола", здесь был бы кто-нибудь из моих друзей по университету. Увидел бы он меня летящим?
- Ну вот, опять ты со своими вопросами, что было бы, если бы да кабы… Все это бессмысленная болтовня. Если твой друг или еще кто бы там ни был примет вторую порцию "травы дьявола", то все, что ему останется, - это летать. Ну, а если он будет просто наблюдать за тобой, то может увидеть тебя летящим, а может и не увидеть. Это зависит от человека.
- Но я хочу сказать, дон Хуан, что если мы с тобой смотрим на птицу и видим ее летящей, то мы согласимся, что она летит, а вот если бы двое моих друзей видели меня летящим прошлой ночью, то согласились ли бы они с тем, что я летал?
- Ну, а почему бы им не согласиться. Ты ведь согласен с тем, что птицы летают, потому что видишь, как они летают. Для птиц полет - дело обычное. Но ты не согласишься с тем, что птицы делают еще и другие вещи, потому что ты никогда не видел, как они их делают. Если бы твои друзья знали, что есть люди, которые летают с помощью "травы дьявола", тогда они согласились бы.
- Хорошо, я скажу иначе. Я имею в виду, если я тяжелой цепью привяжу себя к скале, то все равно буду точно так же летать, потому что мое тело не имеет с этим полетом ничего общего?
Дон Хуан скептически взглянул на меня.
- Если ты привяжешь себя к скале, - сказал он, - то боюсь, что тебе придется летать вместе со скалой с ее тяжелой цепью."

Подобные ситуации еще встречаются в книги. Но я не буду это комментировать, вместо этого я предлагаю Вам самостоятельно прочитать книгу, и поразмышлять над тем, почему Дон Хуан именно так отвечал на вопросы, и почему он так себя вел.

То что описывалось в книги - было действительно обучением магии. И дело вовсе не в травах которые они использовали, а в сути переживаний, и сути действий. Дело в страхе, с которым Карлосу приходилось сталкиваться лицом к лицу. Дело в недостатке, который он испытывал, в недостатки знаний, в отсутствии какого либо рационального понимания происходящего.

Так же в книги было сказано о 4 врагах, которыми обозначался путь. Конечно путь длинней чем был описан, и описывают его таким чаще всего. Но по сути путь бесконечен, и на земле, за одну жизнь возможно пройти на порядок дальше, чем описано в книге. И тем не менее я приведу эти фрагменты книги, но не текстом, а аудиозаписями, что бы не занимать много места. Тут эти фрагменты немного сократили, но кто хочет, может прочитать первую книгу полностью.



4 комментария:

  1. Для победы трех врагом, иногда жизни мало, а победив их, неизбежно встречаешь последнего...Приобретя силу и придя к ее пониманию, осознаешь, что впереди смерть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жизнью каждый распоряжается по своему. Кому то ее не хватит, что бы победить трех врагов, а кому то для этого хватить четверть жизни, или еще меньше.

      Удалить
  2. Впрочем смерть всегда за спиной, она наш вечный попутчик, а иногда и советчик. Почему же мы так страшимся смерти? Не побороли первого врага?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Человек боится смерти, потому что не знает что после нее.

      Удалить